Индонезия: взрывы в гостиницах
Брифинг N°94 Азия
24 Jul 2009
This Briefing is currently available in English and Indonesian.
КРАТКИЙ ОБЗОР
17 июля 2009 г. террористы - смертники устроили взрывы в двух отелях в сердце делового района Джакарты, в результате которых девять человек погибло, а свыше 50 было ранено. За последние четыре года это первый террористический акт, который [террористам] удалось совершить в Индонезии. И хотя никто не взял на себя ответственность за эти теракты, полиция практически не сомневается в том, что их автор - Нурдин Мохаммед Топ, лидер группировки, отколовшейся от Джемаа Исламия (ДИ), региональной джихадистской организации, несущей ответственность за теракт в Бали в 2002 г. В одном из отелей, Марриотте, группировкой Нурдина уже был устроен взрыв в 2003 г.; на сей раз мишенью, по-видимому, стало место встречи бизнесменов, в основном иностранцев. Прогремел взрыв также и в ресторане близлежащего отеля Ритц - Карлтон.
Этим террористическим актом был брошен вызов усилиям по борьбе с терроризмом правительства Индонезии, но его политический резонанс и экономические последствия оказались незначительны. 23 июля Президент Юдхойоно был объявлен победителем на выборах 8 июля, где он набрал более 60% голосов. Эти взрывы, вероятно, нисколько не ослабят его правительство и не спровоцируют кризис. Удар, нанесенный деловому сообществу, которое потеряло четырех видных своих членов, оказался очень сильным, но экономические показатели страны остаются стабильными.
Вопрос, который все задают: не повторится ли все это снова? Если преступники будут незамедлительно арестованы, то индонезийцы и экспаты успокоятся, хотя это не обязательно будет означать конец террористической деятельности в Индонезии. Если же Нурдин Топ снова ускользнет от полиции, как это ему удавалось на протяжении последних семи лет, то нервозность сохранится. Полиции предстоит найти ответ на один ключевой вопрос: как финансировалась операция? Возможно, что террористы собрали средства на местах путем вооруженных ограблений, так же, как при подготовке взрыва в октябре 2005 г. в Бали. Если же деньги поступили из-за рубежа, то возможным их источником могла стать Аль-Каида или ее филиалы. Следовательно, в случае, если Нурдин Топ окажется за решеткой, зарубежным донорам ничто не помешает найти в будущем других индонезийских партнеров. Третья возможность - это финансирование из источника в Индонезии, не принадлежащего к группе самого Нурдина.
В этом брифинге содержатся ответы на некоторые часто задаваемые вопросы о взрывах: откуда взялся Нурдин Топ? Как он связан с Джемаа Исламия? Почему эти два отеля стали мишенью террористов? Что означает государственная программа дерадикализации? И какие дополнительные меры правительство страны должно предпринять? Самым простым и наиболее неблагоразумным шагом стало бы превращение закона по борьбе с терроризмом в закон о внутренней безопасности, который бы разрешил длительное превентивное заключение. Вместо этого, власти Индонезии должны уделять внимание обеспечению правопорядка в населенных пунктах, пристальней следить за деятельностью религиозных школ, связанных с Джемаа Исламия, предоставляющих убежище таким лицам, как Нурдин, и позволяющих им рекрутировать для себя пополнение, эффективней контролировать международные связи террористов, повысить качество работы разведывательных служб и оказать большую поддержку реформе пенитенциарной системы.