Филиппины: бег на месте в Минданао
Брифинг N°88 Азия
16 Feb 2009
This Briefing is currently only available in English.
КРАТКИЙ ОБЗОР
Спустя шесть месяцев после провала переговоров по предоставлению автономии, которые велись между Исламским Освободительным Фронтом Моро (MILF) и правительством Филиппин, вялотекущий конфликт продолжается, но предпринимаются меры по возобновлению переговоров. Не ясно, возобновятся ли они и, если это произойдет, то какой будет их повестка. Конечно, за время, оставшееся до выборов у нынешней администрации президента Глория Макапагал Арройоне, достичь какого-либо урегулирования маловероятно; обе стороны - слишком далеки друг от друга, потенциальные противники соглашения слишком многочисленны, а политическая воля слишком слаба. Самое большее, на что можно надеяться, это на сглаживание острых углов.
Приоритетом должно стать прекращение огня в центральном Минданао, что позволило бы перемещенным лицам вернуться в свои дома. Это также позволило бы обеспечить более благоприятные условия возобновления переговоров, чтобы, если когда-либо удастся достичь нового договора у него было бы больше шансов на выживание, чем у злополучного Меморандума о Договоре по наследственному владению (MOA-AD или МОА), подписанному в августе 2008 г. и оказавшемуся мертворожденным. Две такие меры, находящиеся уже в стадии реализации, заслуживают большего внимания: консультации, которые позволили бы потенциальным противникам высказать свои возражения таким образом, чтобы это могло повлиять на переговоры, и экономическое развитие, направленное на улучшение условий жизни населения в регионе предлагаемой автономии.
Даже, если эти цели будут достигнуты, задача заключения официального договора остается труднодостижимой. Решение Верховного Суда, принятое в октябре 2008 г., о неконституционности МОА, лишает возможности вернуться к его августовскому тексту, несмотря на то, что MILF продолжает настаивать, что для него это "решённый вопрос". Если MILF согласится на возобновление переговоров, то ему нужно будет решить, будут ли они посвящены пересмотру Договора о земле или заключительному "всестороннему договору", в который будут включены ключевые принципы МОА. Публично MILF настаивает на предварительном заключении отдельного Договора о земле, но если будет найдена правильная юридическая формулировка, он может проявить больше гибкости.
Ни одно из тех политических препятствий, которые похоронили МОА, не было устранено; напротив, позиции сторон ужесточились. Решение Верховного Суда фактически делает внесение поправок в Конституцию предварительным условием заключения какого-либо договора о разделении полномочий между Манилой и будущей автономией Моро, известной как территориальный субъект Бангсаморо (BJE). Договор, который допустим с точки зрения существующей конституции, будет недопустим для MILF, потому что он повлек бы за собой установление слишком сильного контроля со стороны центра. MILF, чтобы сохранить доверие своих сторонников, должен будет добиться большего самоуправления, и установления контроля над более обширными территориями и ресурсами, чем это обеспечивалось по условиям соглашения 1996 г., заключенного Национально-освободительным фронтом Моро (MNLF), группировкой, от которой он откололся в 1981 г. Противники президента Арройо полагают, что она постарается использовать любые попытки по внесению "поправок к конституции" для продления срока своих президентских полномочий, поэтому никакие шаги в этом направлении немыслимы до избрания в мае 2010 г. нового президента. В настоящее время ни один из возможных претендентов, не считает процесс установления мира приоритетом.
Даже после всего этого, урегулированию будут сопротивляться консерваторы, обеспокоенные расчленением республики, мощные немусульманские группы в Минданао, не желающие оказаться под контролем моро, и вооруженные силы, убежденные, что им по силам сокрушить партизан. Правительство Арройо не предпринимало никаких усилий, чтобы вовлечь эти группы в переговоры по МОА, и при этом оно не предпринимало никаких усилий для защиты этого договора, подготовленного его собственной экспертной группой по мирному урегулированию. Оно вряд ли проявит достаточную политическую волю, чтобы оказать давление на противников договора по мере приближения выборов 2010 г. и сомнительно, будет ли в этом больше заинтересовано какое-либо правительство – его преемник, но контактная группа заинтересованных доноров могла бы предоставить ему необходимые стимулы. Консультации и диалог не помогут, пока они не будут сфокусированы в достаточной степени на выработке творческих новых подходов для переговорщиков или конкретных гарантий для обеспокоенных представителей других национальностей (не моро).
Тем временем в центральном Минданао продолжаются широкомасштабные боевые действия против трех отколовшихся полевых командиров MILF. Людские потери относительно невелики, но перемещение гражданского населения значительно. По утверждению военных эти операции можно будет прекратить только после пленения командиров этих трех подразделений, вовлеченных в нападения на мирных жителей, или после того, как их выдаст MILF. По мнению MILF, международная группа мониторинга должна решать, несут ли эти люди ответственность за нарушение соглашения о прекращении огня. Обе стороны испытывают внутреннее давление, что определяет бескомпромиссность их позиции, но есть несколько путей из этого тупика и хороший посредник мог бы найти их.
Продвижение вперед по некоторым второстепенным вопросам не должно поэтому вызывать никаких иллюзий, что заключительное урегулирование находится в пределах досягаемости, но это может способствовать установлению доверия и улучшению атмосферы переговоров. Обеспечение прекращения огня в центральном районе Минданао стало бы значительным успехом, прежде всего с гуманитарной точки зрения.