Южная Осетия: Бремя признания
Южная Осетия: Бремя признания
Table of Contents
  1. Executive Summary
Rare Summit Meeting on Nagorno-Karabakh Peace
Rare Summit Meeting on Nagorno-Karabakh Peace
Report 205 / Europe & Central Asia

Южная Осетия: Бремя признания

  • Share
  • Save
  • Print
  • Download PDF Full Report

КРАТКИЙ ОБЗОР

Южная Осетия находится сейчас немногим ближе к настоящей независимости, чем в августе 2008 года, когда Россия после войны с Грузией признала ее государственность. Эта небольшая, в основном сельская территория, не имеет настоящей политической, экономической или военной автономии. Москва формирует больше половины состава правительства, перечисляет 99% бюджета и отвечает за безопасность республики. Сама Южная Осетия часто ставит вопрос об интеграции в состав Российской Федерации, а современная ситуация там очень напоминает ситуацию на российском Северном Кавказе. Несмотря на медленное послевоенное восстановление, коррупцию и низкие социально-экономические показатели, интерес к сближению с Грузией минимален. Москва не выполнила важные условия договора о прекращении огня, и около 20 тысяч этнических грузин из региона по-прежнему остаются внутренне перемещенными лицами. Российская, осетинская и грузинская стороны должны, как минимум, озаботиться основными нуждами местного населения, сосредоточившись на создании условий для свободы передвижения, экономических и гуманитарных связей без предварительных условий об определении статуса.

Война нанесла тяжелый физический, экономический, демографический и политический удар Южной Осетии. Постоянное население уменьшается с начала 1990-х гг. и сейчас вряд ли превышает 30 тысяч человек. 840 миллионов долларов, которые Россия перечислила на реабилитацию и формирование бюджета, не привели к значительным улучшениям местных условий. Прекращение традиционных торговых связей с другими частями Грузии привело к тому, что и без того не слишком активная экономическая деятельность практически свелась к предоставлению услуг российским военным и строителям. За исключением Международного Комитета Красного Креста (МККК), в Южной Осетии не работает ни одна гуманитарная миссия или организация, занимающаяся мониторингом ситуации, либо развитием региона. Жители территории, зависимые от единственной ненадежной дороги в Россию, находятся в изоляции. 

Взаимные обвинения в незаконном присвоении средств на строительство осложняют отношения де-факто президента Эдуарда Кокойты с премьер-министром. И хотя Россия контролирует процесс принятия решений по ключевым вопросам, таким как охрана границы, общественный порядок и внешние связи, она предоставляет юго-осетинской элите определенную свободу действий в таких внутренних вопросах как реабилитация, реконструкция, образование и правосудие. Заботясь о безопасности на Северном Кавказе, Москва предпочитает работать с Кокойты и его окружением, показавшими абсолютную лояльность, вместо того, чтобы попробовать сотрудничать с другим лидером.

Все страны, за исключением четырех - включая Россию, - по-прежнему считают Южную Осетию частью Грузии. Осетины и грузины не могут далее избегать рассмотрения основных проблем. Препятствование свободе передвижения и задержания людей за пересечение административной границы усложняют жизнь всем, независимо от этнической принадлежности, и увеличивают риск роста напряженности. Миссия Наблюдателей Европейского Союза (МНЕС) в Грузии могла бы играть ключевую роль в поддержании стабильности и выступить в качестве сдерживающего фактора дальнейших военных действий. Но Россия и Южная Осетия сопротивляются ее доступу на территорию, поэтому ее эффективность и возможность реагировать на ситуацию ограничены.

Периодические дискуссии в Женеве сводят Россию, Грузию и представителей Южной Осетии и Абхазии вместе, но из-за неспособности сторон заключить договор о неприменении силы подвижек почти не происходит. При этом, для определения и реализации практических мер по обеспечению гуманитарных нужд местного населения было приложено гораздо меньше усилий, чем для решения политических вопросов . На нынешнем этапе стороны должны отложить вопрос определения статуса. В первую очередь необходимо обратить внимание на обеспечение свободы передвижения для местного населения, а также гуманитарных организаций и организаций по развитию. Сейчас этому в разной степени препятствуют все стороны. Необходимо настоять на том, чтобы представители Южной Осетии уважали право на возвращение этнических грузин, в то время как Тбилиси должен больше поддерживать тех немногих, кто остался в Южной Осетии или готов вернуться домой. Осетины должны отказаться от своих предусловий по работе совместного Механизма по предотвращению инцидентов и реагированию (МПИР), который был создан для решения текущих проблем на административной границе (АГ).

Для восстановления доверия между жителями Южной Осетии и Грузии понадобится долгое время, но необходимо начать с шагов, способных снизить уровень конфронтации населения и уменьшить опасность дестабилизации в регионе.

Цхинвали/Тбилиси/Стамбул/Москва/Брюссель, 7 июня 2010 г.

Op-Ed / Europe & Central Asia

Как достичь мира в Карабахе? Рецепты от Баку и Еревана

Встреча президентов Армении и Азербайджана могла бы помочь поставить точку в сохраняющейся напряженности в конфликтной зоне в Нагорном Карабахе. Оба лидера заявляют о желании достичь установления мира. Однако каждый из них имеет свое представление о том, как к нему прийти.

Уже почти три месяца вдоль карабахской линии фронта царит удивительная тишина. На смену гранатометам, самонаводящимся ракетам, дронам и пушкам пришло сравнительно более безобидное стрелковое оружие. Впервые после апрельского столкновения 2016 года обе стороны отложили в сторону оружие, взяв передышку перед долгожданной встречей лидеров Армении и Азербайджана.

Переговоров на уровне президентов не было уже больше года. Все прошлые призывы международных посредников возобновить встречи не приводили к результатам. Вместо разговора за столом переговоров лидеры, порой, облачались в военную форму и отправлялись рассматривать военные позиции друг друга в бинокль.

Нынешняя встреча президентов готовилась с начала лета. Международные посредники приложили немало усилий, чтобы убедить лидеров разрядить сохраняющуюся напряженность в конфликтной зоне. Особая роль в этом за российским лидером, который этим летом пригласил к себе сначала азербайджанского, а потом и армянского президента, чтобы, кроме прочих вопросов, обсудить и карабахскую проблему.

Мир в понимании азербайджанской стороны: путем возвращения земель

Инициатива отказа от перестрелок, скорее всего, идет со стороны Азербайджана. В Баку открыто заявляют, что тем самым хотят дать понять противоположной стороне, что как только та согласится возобновить переговоры вокруг будущего карабахского региона, в регионе воцарится именно такое спокойствие.

«Будут мир и процветание» — так еще в конце весны описывал мне привлекательную перспективу высокопоставленный азербайджанский чиновник: все границы откроются, земли отчистят от мин, дома восстановят, инфраструктуру приведут в порядок, и «регион снова заживет».

Все, что, по его словам, требовалось от армянской стороны — это согласиться пойти на уступки.

С момента завершения войны в Карабахе прошло уже 25 лет, и азербайджанскому руководству становится все труднее объяснять своему обществу, по какой причине самая богатая страна региона продолжает мириться с нерешенностью главной национальной проблемы – восстановлением территориальной целостности страны.

Запрос на «скорое решение» карабахского вопроса, пусть даже военным путем, стал только расти после успешной операции азербайджанских военных, которым в апреле 2016 года удалось, хотя и с потерями среди военного состава, но все же вернуть контроль над двумя стратегическими высотами в конфликтной зоне – на северном и южном концах линии фронта.

In Baku’s understanding, the beginning of the peace process consists of concrete steps towards liberating parts of the territories currently under Armenian control.

В понимании Баку начало мирного процесса – это конкретные шаги по освобождению части земель, которые в данный момент находятся под контролем армянской стороны, и которые Азербайджан считает оккупированными, ссылаясь на резолюции Совета безопасности ООН времен карабахской войны 1992-93 годов. Именно на этих просторах должно начаться обещанное восстановление и последующее возвращение азербайджанского населения.

Во время войны армянские войска сумели занять не только территорию самого Нагорного Карабаха в его советских границах, но и окружающие его районы – пять целиком и два частично. Территория, которую сегодня своей считает де-факто республика Нагорный Карабах — армянская сторона ее также называет Арцах — почти в два с половиной раза больше той, что этот регион занимал, будучи автономной областью Азербайджанской ССР.

Почти 40 процентов азербайджанских беженцев происходят из двух кусков Агдамского и Физулинского районов на востоке и юго-востоке карабахской конфликтной зоны. Самый крупный населенный пункт региона – Агдам – все эти годы остается городом-призраком. Во время последней поездки мой карабахский водитель умудрился потеряться среди этих останков стен домов без крыш. После продолжительных плутаний по безлюдным улицам дорогу из агдамских руин нам в итоге пришлось искать с помощью навигатора Google Maps.

On the Armenian side, the prospect of returning land is an extremely painful topic.

Для армянской стороны перспектива возврата земель – крайне болезненная тема. Это в первую очередь связано с вопросом безопасности местного гражданского населения, но также и категорическим отказом многих ветеранов возвращать «трофейные» территории, которые им удалось отвоевать в 1990-е годы.

Когда-то в свой первый президентский срок нынешний армянский лидер заявил, что «Агдам никогда не был армянской землей». Эту фразу карабахские ветераны Сержу Саргсяну до сих пор ставят в укор, пусть даже он местный уроженец и сам участник карабахской войны.

За 25 лет вопрос прилегающих территорий успел обрасти рядом важных нюансов. Сейчас во многих местах там появились поселения. Вдоль территорий – дороги, связующие армянские поселения. Часть земель уже имеет по бумагам де-факто республики новых собственников из местных жителей, которые платят за нее налоги и развивают сельское хозяйство.

Длинное горное ущелье вдоль армянской госграницы на западе карабахской конфликтной зоны ведет к городку с уникальной архитектурой позднего советского периода с азербайджанским названием Кельбаджар и армянским – Карвачар. При въезде – большой приветственный плакат с надписью «Армянская крепость».

За годы после войны около семи процентов местных строений превратили в новые дома — в основном для армянских беженцев из Азербайджана. Большая часть городка по прежнему стоит в скелетах домов, но с каждым годом появляются хотя бы несколько людей, готовых за собственные средства обжить голые стены с азербайджанскими надписями.

«Ни один армянский президент не решится отдать хотя бы сантиметр этой земли», — без толики сомнения сказала мне местная девушка.

Как и другие представители поколения, выросшего после войны, моя молодая собеседница была уверена, что попытка передать под прямой контроль Баку хотя бы часть спорных территорий приведет к митингам в армянской столице, а, может, и к гражданскому противостоянию в стране.

Мир в понимании армянской стороны: путем отказа от применения силы

За все поездки в Карабах мне так и не удалось найти хотя бы одного человека, готового согласиться на возвращение прилегающих территорий. Эта тема здесь напрямую связана с главным вопросом – вопросом безопасности.

За послевоенные годы прилегающие земли превратились в «пояс безопасности». Местные полевые командиры не могут себе представить, каким образом можно обеспечить добровольную «сдачу противнику» стратегических высот и территорий, с помощью которых все эти годы им только и удавалось держать прифронтовые перестрелки вдалеке от армянских населенных пунктов.

The Karabakh war was the bloodiest of any of the internal conflicts triggered by the collapse of the Soviet Union.

Карабахская война была самой кровопролитной на постсоветском пространстве. Люди, веками жившие бок о бок и сильно похожие в традициях и быте, оказались по разные стороны баррикад. За два года боевых действий в Карабахе со всех сторон погибли более 18 тысяч человек.

В отличии от других европейских конфликтных зон, в Карабахе никогда не было миротворцев или международных наблюдателей, что могло бы позволить создать хоть какую-то иную гарантию безопасности в регионе, чем только буферная зона с паутиной сложных прифронтовых укреплений, под завязку наполненных самым разным оружием.

Апрельское противостояние 2016 года лишь добавило масла в огонь. Многие карабахцы воочию увидели реальность перспективы начала войны, что только обострило стремление еще больше себя обезопасить. Одним из способов, как этого достичь, с армянской стороны видят в получении статуса для де-факто республики.

Они стремятся этого достичь в переговорном процессе — однако это неприемлемо для Азербайджана, который стремится сохранить Карабах в составе своего государства, вернув мятежный регион под свой контроль.

Пару недель назад азербайджанский лидер заявил, что не допустит создания «второго армянского государства» в регионе. Это заявление с его стороны звучит не впервые на участившиеся и более громкие требования с армянской стороны о признании статуса. После апрельского противостояния с армянской стороны перестали даже допускать возвращение Карабаха в лоно Азербайджана.

It’s possible to encounter people in Yerevan, including senior officials, who say that the issue of the adjacent lands, as well as the entire conflict, can be resolved.

Несмотря на это, в отличие от Карабаха, в Ереване все еще можно встретить людей, в том числе и в верхах власти, которые допускают, что вопрос земель, как и весь конфликт, можно разрешить. Но это может случиться только в одном случае – если Баку согласится на признание суверенных прав армянского населения Карабаха. Проще говоря – признание перспективы самоопределения де-факто республики за пределами границ Азербайджана.

«Но как же они не поймут в Баку, что ничего не получится без доверия?!» — разводил руками мой высокопоставленный собеседник в Армении.

Перспектива возникновения доверия на данный момент, по его словам, могла бы возникнуть, если бы Азербайджан добровольно заявил об исключении войны из списка способов решения карабахского вопроса.

В противном случае, продолжал мой собеседник, стороны так и будут говорить друг с другом на «языке силы» — продолжится рост вооружения, угрозы уничтожения гражданского населения и регулярные перестрелки, грозящие перерасти в крупную войну.

С предотвращением угрозы войны связаны инициативы армянского лидера – увеличить число наблюдателей ОБСЕ, а также запустить международный механизм расследования в конфликтной зоне.

В Баку говорят, что и рады бы отказаться от военных планов, но устали ждать момента, когда армянская сторона будет-таки готова возобновить переговорный процесс и пойти на уступки.

«Война – это единственный инструмент, который у нас остался, чтобы заставить их хоть что-то делать», — сказал молодой азербайджанский чиновник. Он искренне не хотел начала войны, которая унесет жизни его родных и знакомых.

Как выйти из замкнутого круга?

На этот вопрос нет простого ответа. И от встречи президентов не стоит ждать прорывных и срочных решений в многолетней проблеме, которая только усугубилась во время апрельского противостояния и последовавшего роста военных настроений с обеих сторон. За одну встречу президенты также не смогут решить вопрос статуса Нагорного Карабаха – то, о чем спорят уже почти 30 лет.

Однако встреча двух лидеров может дать надежду на возвращение карабахского процесса с прифронтовой зоны за стол переговоров. Этому, в первую очередь, могли бы помочь действенные отношения между полевыми командирами с противоположных сторон, чтобы избежать дальнейших инцидентов на линии фронта. Если президентам удастся это сделать — их встречу в Женеве 16 октября 2017 года можно будет считать самым серьезным прорывом за последние несколько лет.

Subscribe to Crisis Group’s Email Updates

Receive the best source of conflict analysis right in your inbox.

South Ossetia: The Burden of Recognition
South Ossetia: The Burden of Recognition
Table of Contents
  1. Executive Summary
Rare Summit Meeting on Nagorno-Karabakh Peace
Rare Summit Meeting on Nagorno-Karabakh Peace
Report 205 / Europe & Central Asia

South Ossetia: The Burden of Recognition

All parties involved in the South Ossetia conflict should work to ensure freedom of movement and other basic cooperative mechanisms without status or other political preconditions, so as to reduce the risk of instability and meet basic local needs.

  • Share
  • Save
  • Print
  • Download PDF Full Report

Executive Summary

South Ossetia is no closer to genuine independence now than in August 2008, when Russia went to war with Georgia and extended recognition. The small, rural territory lacks even true political, economic or military autonomy. Moscow staffs over half the government, donates 99 per cent of the budget and provides security. South Ossetians themselves often urge integration into the Russian Federation, and their entity’s situation closely mirrors that of Russia’s North Caucasus republics. Regardless of the slow pace of post-conflict reconstruction, extensive highlevel corruption and dire socio-economic indicators, there is little interest in closer ties with Georgia. Moscow has not kept important ceasefire commitments, and some 20,000 ethnic Georgians from the region remain forcibly displaced. At a minimum, Russians, Ossetians and Georgians need to begin addressing the local population’s basic needs by focusing on creating freedom of movement and economic and humanitarian links without status preconditions.

The war dealt a heavy physical, economic, demographic and political blow to South Ossetia. The permanent population had been shrinking since the early 1990s and now is unlikely to be much more than 30,000. The $840 million Russia has contributed in rehabilitation assistance and budgetary support has not significantly improved local conditions. With its traditional trading routes to the rest of Georgia closed, the small Ossetian economy has been reduced to little more than a service provider for the Russian military and construction personnel. Other than the International Committee of the Red Cross (ICRC), no international humanitarian, development or monitoring organisation operates in the region; dependent on a single unreliable road to Russia, the inhabitants are isolated.

Claims and counterclaims about misappropriation of reconstruction funds complicate the relationship between the de facto president, Eduard Kokoity, and his Russian prime minister and undermine internal cohesion. While Russia controls decision-making in several key spheres, such as the border, public order and external relations, it has allowed South Ossetian elites a degree of manoeuvre on such internal matters as rehabilitation, reconstruction, education and local justice. Preoccupied with security threats on its own North Caucasus territory, Moscow has preferred to work with Kokoity and his entourage, who have shown unshakeable loyalty, rather than try a different leadership.

All but four countries, including Russia, continue to recognise South Ossetia as part of Georgia, and Ossetians and Georgians cannot avoid addressing common problems much longer. Lack of freedom of movement and detentions of people trying to cross the administrative boundary line (ABL) spoil the lives of all, regardless of ethnicity and risk increasing tensions. The EU monitoring mission (EUMM) in Georgia could play a vital role in promoting stability and acting as a deterrent to further military action, but with Russia and South Ossetia resisting its access, its effectiveness and response capability is limited.

Periodic talks in Geneva bring Russia, Georgia and representatives from South Ossetia and Abkhazia together but are bogged down over the inability to conclude an agreement on the non-use of force. Much less effort has been made to initiate incremental, practical measures that would address humanitarian needs. Positions on status are irreconcilable for the present and should be set aside. The immediate focus instead should be on securing freedom of movement for the local population and humanitarian and development organisations, which all parties are blocking to various degrees. The South Ossetians should be pressed to respect the right to return of ethnic Georgians, while Tbilisi should be more supportive of the few who either stayed in South Ossetia or have been able to go home. The Ossetians should lift their conditionality on the work of the joint Incident Prevention and Response Mechanism (IPRM) that has been created to deal with dayto-day issues along the ABL.

It will take a long time to rebuild any trust between the South Ossetians and Georgians, but a start is needed on steps that can make the confrontation more bearable for the people and less risky for regional stability.

Tskhinvali/Tbilisi/Istanbul/Moscow/ Brussels, 7 June 2010

Op-Ed / Europe & Central Asia

Rare Summit Meeting on Nagorno-Karabakh Peace

A rare meeting between the presidents of Armenia and Azerbaijan on 16 October 2017 could lead to a breakthrough. But the two countries have very different ideas on how to reconcile their competing narratives and goals in the Nagorno-Karabakh conflict.

For almost three months now, there has been an astonishing lull along the Karabakh frontline. Instead of grenade launchers, guided missiles, drones, and guns, the sound of relatively less harmful small arms has been heard. For the first time since the clash of April 2016, both sides have put their weapons aside to take a breather before the long-awaited meeting of the Armenian and Azerbaijani leaders.

There have been no negotiations at the presidential level for more than a year. All prior requests to resume meetings by international mediators yielded no results. Instead of conversing at the negotiation table, the leaders occasionally donned military uniforms, and set out with binoculars to examine each other’s military positions.

Preparations for the current meeting of the Presidents began early this summer. International mediators have made many efforts to persuade leaders to end continuous tensions in the conflict zone. The Russian leader has played a special role in this. He invited the Azerbaijani, and then the Armenian president to visit him this summer, in order to discuss the Nagorno-Karabakh problem, among other issues.

The Azerbaijani side’s understanding of peace: returning land

The ceasefire initiative most likely came from Azerbaijan. Baku has openly declared that it wants to make it clear to the opposite side that once they agree to resume talks about the future of Karabakh, tranquility will reign over the region.

“There will be peace and prosperity”a high-ranking Azerbaijani official told me at the end of spring. He described an attractive perspective: all borders will be opened, land will be cleared of mines, houses will be restored, infrastructure put in order, and “the region will begin to live again”.

According to him, all that was required from the Armenian side was to agree to make concessions.

It has been 25 years since the end of the war in Karabakh, and it is increasingly difficult for Azerbaijani leadership to explain to its society why the richest country in the region continues to tolerate the fact that the main national problem, the restoration of the territorial integrity of the country, has remained unresolved.

The demand for a “quick solution” of the Karabakh issue, even by military means, only began to grow after a successful operation by the Azerbaijani military in April 2016. Although their military suffered losses, the operation succeeded in regaining control over two strategic heights in the conflict zone at the northern and southern ends of the frontline.

In Baku’s understanding, the beginning of the peace process consists of concrete steps towards liberating parts of the territories currently under Armenian control.

In Baku’s understanding, the beginning of the peace process consists of concrete steps towards liberating parts of the territories currently under Armenian control, which Azerbaijan considers occupied, referring to the UN Security Council resolutions during the time of the 1992-93 Karabakh war. And these are exactly the parameters that should be the starting point for the promised restoration of land to the Azerbaijani population and their return to it.

During the war, Armenian troops managed to occupy not only the territory of Nagorno-Karabakh within its Soviet borders, but also several surrounding districts: five entirely, and two partially. Armenians consider this territory to be part of today’s Nagorno-Karabakh de facto republic, which they call Artsakh. The combination is more than double the size of the Nagorno-Karabakh district that was an autonomous region of the Azerbaijan SSR.

Nearly 40 percent of Azerbaijani refugees come from Agdam and Fizuli, two such adjacent parts of the conflict zone that lie to the east and southeast of Soviet-era Nagorno-Karabakh. The largest settlement of the region, Agdam, has remained a ghost town all these years. During my last trip there, my Karabakh driver managed to get lost among the remains of walls and houses without roofs. After prolonged wandering through the deserted streets, we eventually had to search for the road from the ruins of Agdam using Google Maps.

On the Armenian side, the prospect of returning land is an extremely painful topic.

On the Armenian side, the prospect of returning land is an extremely painful topic. This is primarily related the security of the local civilian population, but also to the explicit refusal of many veterans to return “trophy” territories that they were able to capture in the 1990s.

Once, in his first presidential term, the current Armenian leader stated that “Agdam was never Armenian land”. Serzh Sargsyan, a local and participant in the Karabakh war, is still reproached for using that phrase.

The issue of adjacent territories has gained a number of important nuances over the past 25 years. Now, settlements have appeared in many of those areas. There are roads linking Armenian settlements throughout the territories. Some of the land already has new title deeds issued by the de-facto republic for local residents, who have been paying taxes for it, and developing agriculture.

A long mountain gorge along the Armenian border in the west of the Karabakh conflict zone leads to a town with unique architecture from the late Soviet period, bearing two names, Kelbajar in Azerbaijani, and Karvachar in Armenian. There’s a large welcome sign by the entrance, with the inscription “Armenian Fortress”.

In the years following the war, about 7% of local buildings were turned into new homes, mostly for Armenian refugees from Azerbaijan. Skeletons of houses still stand throughout most of the town, but every year a few people arrive who are prepared, using their own funds, to live among the bare walls and Azerbaijani inscriptions.

“No Armenian president is going to decide to give up even one centimeter of this land”, a local girl told me, with an air of certainty.

Like other representatives of the generation that grew up after the war, my young interlocutor was confident that any attempt to place even part of the disputed territories under direct control of Baku would lead to rallies in the Armenian capital, or possibly to civil confrontation in the country.

The Armenian side’s understanding of peace: ruling out use of force

In all my trips to Karabakh, I have been unable to find at least one person willing to agree to the return of the surrounding territories. This topic is directly related to the main issue: security.

In the post-war years, the surrounding territories turned into a “safety belt”. Local field commanders cannot imagine a voluntary “surrender” of strategic heights and territories, which have helped them to keep frontline skirmishes well away from Armenian settlements over the years.

The Karabakh war was the bloodiest of any of the internal conflicts triggered by the collapse of the Soviet Union.

The Karabakh war was the bloodiest of any of the internal conflicts triggered by the collapse of the Soviet Union. People who had lived side by side for centuries, who had very similar traditions and ways of life, found themselves on the opposite sides of the barricades. In the two years of fighting in Karabakh, more than 18,000 people died on both sides.

Unlike other European conflict zones, there have never been peacekeepers or international observers in Karabakh, which could have created another security guarantee in the region. There is only a buffer zone with a complex web of frontline fortifications and filled with a variety of weapons.

The April 2016 confrontation only added fuel to the fire. Many Karabakh residents personally felt the reality of the chance for an outbreak of war. This increased their desire to protect themselves even more. As seen from the Armenian side, one of the ways to accomplish this is to obtain status for the de-facto republic.

They are trying to accomplish this with the neg, which is unacceptable for Azerbaijan, which wants to keep Karabakh as a part of its state, thus returning this rebellious region into its control.

A couple of weeks ago, the Azerbaijani leader said he would not allow the creation of a “second Armenian state” in the region. This statement wasn’t the first from the Azerbaijani side in reaction to the increasingly frequent and louder demands by the Armenian side to recognize the claim of independent status. After the April confrontation, the Armenian side stopped even considering the return of Karabakh into the Azerbaijani fold.

It’s possible to encounter people in Yerevan, including senior officials, who say that the issue of the adjacent lands, as well as the entire conflict, can be resolved.

Despite this, unlike in Karabakh itself, it’s possible to encounter people in Yerevan, including senior officials, who say that the issue of the adjacent lands, as well as the entire conflict, can be resolved. However, this can only happen in one case: if Baku agrees to recognise the sovereign rights of the Armenian population of Karabakh. Simply put, recognition (of the prospect of) of self-determination of the de-facto republic outside the borders of Azerbaijan.

“How can they not understand in Baku that nothing can be accomplished without trust?!”, said one of my high-ranking interlocutors in Armenia.

He said that trust could have had the chance to emerge if Azerbaijan had voluntarily declared that war was excluded from the list of ways to resolve the Karabakh issue.

Otherwise, my interlocutor continues, the parties will continue to speak to each other in the “language of power”: accumulation of weapons, threats to destroy the civilian population, and continued regular exchanges of fire that threaten to turn into a major war.

The Armenian leader’s initiatives are linked to preventing the threat of war: increasing the number of OSCE observers, and launching an international investigation mechanism in the conflict zone.

Authorities in Baku have said that they would be happy to abandon military plans, but are tired of waiting for the moment when the Armenian side will be ready to resume the negotiation process and make concessions.

“War is the only tool we have left to force them to do something”, a young Azerbaijani official said. He sincerely didn’t want to start a war that would take the lives of his relatives and acquaintances.

How to end a vicious cycle?

There is no simple answer to the Nagorno-Karabakh question. One should not expect a breakthrough or immediate solution to this long-term problem from the meeting of two presidents, which only worsened during the April confrontation and the subsequent growth of militaristic sentiments on both sides. The presidents will not be able to resolve the issue of Nagorno-Karabakh’s status, something that has been argued about for almost 30 years, in just one meeting.

The meeting of the two leaders can, however, give hope that the Karabakh issue will be returned from the frontline to the negotiating table. This would best be aided by effective relations among field commanders from both sides, in order to avoid further incidents on the frontline. If the presidents can manage to do this, their meeting on 16 October 2017 in Geneva will be considered the most serious breakthrough in the past few years.