icon caret Arrow Down Arrow Left Arrow Right Arrow Up Line Camera icon set icon set Ellipsis icon set Facebook Favorite Globe Hamburger List Mail Map Marker Map Microphone Minus PDF Play Print RSS Search Share Trash Crisiswatch Alerts and Trends Box - 1080/761 Copy Twitter Video Camera  copyview Whatsapp Youtube
Помощь в стабилизации нового статус-кво в Нагорном Карабахе
Помощь в стабилизации нового статус-кво в Нагорном Карабахе

Помощь в стабилизации нового статус-кво в Нагорном Карабахе

Хотя боевая напряженность пошла на убыль, Армения и Азербайджан по-прежнему далеки от полного политического урегулирования вопросов, связанных с Нагорным Карабахом.  В этой главе осеннего выпуска Watch List 2021 года, Кризисная Группа призывает Европейский союз и входящие в него страны продолжить давление, чтобы вернуть Баку и Ереван в переговорный процесс, оказать помощь пострадавшим регионам, а также продолжить сотрудничество с Москвой, у которой кроме миротворческого присутствия в регионе и наибольший вес в вопросах, связанных с этим конфликтом.

Спустя почти год после прекращения огня при посредничестве России, положившего  конец войне 2020 года в Нагорном Карабахе, Азербайджан и Армения по-прежнему не могут найти взаимопонимания. После вывода армянских войск российские миротворцы сегодня патрулируют ту часть Нагорного Карабаха, которая остается вне контроля Азербайджана. Однако они выполняют свою миссию, не имея четкого мандата и быстро могут достичь предела своих возможностей. Тем временем Баку и Ереван так и не приступили к переговорам по урегулированию послевоенной напряженности, не говоря уже об обсуждении политического статуса отколовшегося региона – вопроса, ставшего причиной войны между Азербайджаном и Арменией в 1992-1994 годах. Минская группа ОБСЕ, призванная осуществлять посредничество в мирном процессе, готова прийти на помощь. Но Баку упорствует, заявляя, что после войны 2020 года ее формат больше не актуален.

Таким образом, обстановка продолжает оставаться нестабильной, а солдаты продолжают укреплять позиции вдоль новой линии фронта, которая отделяет азербайджанские войска от местных сил, находящихся под контролем де-факто властей Нагорного Карабаха. Сохраняется напряженность и на новых, недемаркированных участках границы между Азербайджаном и Арменией, где противники регулярно вступают в перестрелки, приводящим к новым жертвам. Между тем, политики по обе стороны конфликта обмениваются колкостями в адрес друг друга, пытаясь в том числе и сыграть на настроениях среди своего населения.

Такой статус-кво оставляет международным субъектам мало возможностей для взаимодействия со сторонами конфликта. Тем не менее, Европейскому Союзу следует продолжать содействовать общению, необходимому для снижения напряженности, что он, собственно, и делает с момента окончания боевых действий. Он также должен найти стимулы, которые в определенный момент могли бы помочь сторонам добиться реального прогресса. Для этого ему придется сотрудничать с Москвой, которая развернула на местах своих миротворцев и имеет наибольшее влияние на стороны конфликта.

ЕС и его государства-члены должны:

  • Настаивать на том, чтобы Баку и Ереван начали переговоры для решения послевоенных вопросов, включая демаркацию новых границ между Арменией и регионами, отвоеванными Азербайджаном в ходе войны 2020 года, и других мер по стабилизации ситуации на местах.
     
  • Призвать стороны предоставить возможности для оказания помощи нуждающимся жителям Нагорного Карабаха, даже если решение вопроса о долгосрочном статусе региона остается труднодостижимым.
     
  • Работать с Россией, Францией и США, чтобы оставить открытой “дверь” для возвращения Минской группы ОБСЕ к ее посреднической роли, и продолжать челночную дипломатию для смягчения напряженности и решения насущных проблем.
     
  • Изучить возможность распространения помощи в целях развития на неоспариваемые приграничные районы, начав со всесторонней оценки насущных потребностей. Быть готовыми, исходя из этой оценки, поддержать отдельные проекты в Армении и Азербайджане, трансграничное сотрудничество в неполитических вопросах или и то, и другое.

Сохраняющаяся напряженность

Шесть недель боевых действий с 27 сентября по 9 ноября 2020 года унесли более 7000 жизней в отколовшемся регионе Нагорного Карабаха и вокруг него - анклаве Азербайджана с этническим армянским большинством, который провозгласил независимость в 1991 году и стал центром напряженности и конфликта между Ереваном и Баку. Вооруженное столкновение 2020 года коренным образом изменило ситуацию на местах. Азербайджан восстановил контроль над ключевым городом Шуша, вместе с рядом горных районов Нагорного Карабаха и большей частью семи прилегающих территорий, которые армянские войска захватили в 1990-х годах. В течение двух недель после вступления в силу подписанного при посредничестве Москвы соглашения о прекращении огня от 9 ноября, Армения вывела своих солдат с оставшихся прилегающих территорий, оставив их в руках Азербайджана. Российские миротворцы были развернуты в тех частях Нагорного Карабаха, которые оказались вне контроля Азербайджана, и вдоль дорожного коридора, соединяющего регион с Арменией через главный город Лачин на одной из возвращенных Баку прилегающих территорий.

Хотя прекращение огня 9 ноября положило конец боевым действиям, оно не принесло стабильного мира и не разрешило давних разногласий по поводу политического статуса Нагорного Карабаха.

Хотя прекращение огня 9 ноября положило конец боевым действиям, оно не принесло стабильного мира и не разрешило давних разногласий по поводу политического статуса Нагорного Карабаха, неурегулированность которых лежат в основе региональной нестабильности. Не успели высохнуть чернила на заявлении о прекращении огня, как азербайджанские и местные силы под руководством де-факто министерства обороны Нагорного Карабаха приступили к строительству новых военных позиций и рытью окопов вдоль новой, гораздо более протяженной линии фронта. Введенные Москвой миротворцы поддерживают довольно спокойную обстановку в местах своей дислокации. Но там, где нет российских войск, в том числе на некоторых участках азербайджано-армянской государственной границы, происходят регулярные перестрелки, приводящие к потерям с обеих сторон.

Наиболее нестабильной является территория между Гегаркуникским районом Армении и соседним Кельбаджарским районом, который вернулся под контроль Азербайджана в ходе недавней войны. В мае 2021 года, когда начали таять снега, азербайджанские солдаты установили в горах новые наблюдательные посты с видом на новую, еще не демаркированную границу между двумя регионами. Армения обвинила азербайджанцев во вторжении на свою территорию и направила туда своих солдат. В конце июля столкновения переросли в шестичасовой бой, в ходе которого стороны использовали стрелковое оружие, пулеметы и гранаты. Хотя пули, долетевшие до близлежащих деревень, не привели к гибели мирных жителей, в результате боев погибло семь и было ранено восемь солдат. Это продолжалось до тех пор, пока, наконец, звонки из российского генштаба в Баку и Ереван не положили конца боевым действиям. Общее число потерь в результате этого и других столкновений, произошедших после прекращения огня 9 ноября, насчитывает десять убитых и двенадцать раненых.

Если Азербайджан и Армения не проведут демаркацию границы, учитывающую изменения в территориальном контроле после боевых действий 2020 года, существует вероятность новых столкновений. Но переговоры по этому и другим вопросам требуют согласия политических лидеров обеих стран, которое до сих пор не получено. Баку и Ереван также не могут достичь согласия насчет доставки гуманитарной помощи, настаивая на том, что механизмы доступа должны отражать их видение политического статуса региона. Армения хочет, чтобы помощь проходила как через ее территорию, так и через территорию Азербайджана, в то время как Азербайджан настаивает на том, чтобы рассматривать эту территорию как находящуюся под его суверенитетом и полностью контролировать доступ к ней. Оба правительства  отказываются идти на уступки, опасаясь, что молчаливое согласие в этих областях нанесет ущерб окончательному решению вопроса о статусе территории. Подобная негибкость в вопросах, которые так или иначе касаются статуса региона, не только имеет гуманитарные последствия, но и создает риск для представителей гражданского общества с обеих сторон, которых могут обвинить в предательстве за желание взаимодействовать друг с другом и смягчать все более антагонистическую риторику по обе стороны конфликта.

Отношения настолько напряжены, что сама платформа для переговоров сейчас находится в подвешенном состоянии. Более 25 лет сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) выступали посредниками между Азербайджаном и Арменией. Но после войны 2020 года президент Азербайджана Ильхам Алиев провозгласил нагорно-карабахский конфликт «решенным», а созданный для посредничества процесс Минской группы ОБСЕ - устаревшим. Россия, США и Франция выразили своё несогласие и 24 сентября созвали первую после войны встречу министров иностранных дел Армении и Азербайджана под эгидой Минской группы ОБСЕ на полях Генеральной Ассамблеи ООН. Тем не менее, пока неясно, удастся ли им убедить Азербайджан в полной мере вернуться за стол переговоров.

Неспособность сторон обсуждать вопросы о границах или Нагорном Карабахе вынудила российских, американских и европейских дипломатов прибегнуть к кропотливой челночной дипломатии, как по телефону, так и лично, чтобы добиться постепенного прогресса по основным гуманитарным направлениям, таким как обмен информацией о расположении противопехотных мин и обмен пленными.

Между тем, возобновление боевых действий поставило под угрозу планы более широкого регионального сотрудничества, в частности, возобновление транспортных и коммерческих связей между Азербайджаном и Арменией, заявленное в соглашении о прекращении огня от 9 ноября. Такое сотрудничество представляет собой единственный вопрос, который азербайджанские и армянские лидеры начали понемногу обсуждать после войны 2020 года в рамках переговоров на эту тему под эгидой России. Но даже этот диалог был прерван на несколько месяцев после недавних столкновений. После трехмесячного отсутствия каких-либо встреч представители России, Армении и Азербайджана собрались в августе 2021 года, чтобы обсудить вопросы транспорта и коммуникаций - но дальнейшие боестолкновения могут вновь затормозить этот прогресс.

Взаимодействие с определенной целью

Цель ЕС, его стран-членов, России и США - побудить Баку и Ереван сесть за стол переговоров, чтобы обсудить неотложные послевоенные вопросы, в частности, демаркацию границ и другие меры по стабилизации ситуации на местах, с целью возможного начала переговоров по нормализации отношений между сторонами конфликта. Однако в ожидании таких переговоров они должны сделать все возможное, чтобы разрядить сохраняющуюся опасную обстановку.

Брюссель и его государства-члены должны продолжить кропотливую челночную дипломатию [между Арменией и Азербайджаном].

Для достижения обеих целей Брюссель и его государства-члены должны продолжать кропотливую челночную дипломатию, к которой они уже приступили. Несмотря на свойственные ему трудности, Евросоюза имеет все возможности для выполнения этой роли. В течение многих лет участие Брюсселя в переговорах по Нагорному Карабаху носило ограниченный характер, поскольку он не являлся формальной частью Минской группы ОБСЕ. Сегодня отказ Баку от этого процесса делает участие ЕС крайне важным. Прямые связи Брюсселя с Баку и Ереваном уже помогли, например, осуществить июньский обмен пятнадцати армянских пленных на карты установленных армянами мин на отвоеванных Азербайджаном территориях.

Но участие Евросоюза не просто заполняет пробелы, возникшие после отказа Баку от работы в формате Минской группы ОБСЕ. Дипломатические отношения ЕС с Баку и Ереваном также могут помочь определить роль Минской группы ОБСЕ в будущих обсуждениях, будь то границы, политический статус Нагорного Карабаха или гуманитарные вопросы. Специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе имеет все возможности и полномочия для продолжения такой работы.

Учитывая множество ролей Москвы в этом конфликте, включая роль посредника и миротворца, от ЕС потребуется тесное сотрудничество с Россией. К счастью, в отличие от многих регионов, где сталкиваются европейские и российские интересы, Россия готова к сотрудничеству с западными странами в вопросе Нагорного Карабаха. Хотя она оказалась неоспоримым лидером в определении послевоенной повестки дня для Армении и Азербайджана и является единственным государством, имеющим миротворцев на местах, она также последовательно взаимодействует с другими странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ, США и Францией, обмениваясь информацией и координируя звонки и встречи. Париж и Москва обсуждают Нагорный Карабах напрямую на самом высоком уровне. В августе Россия назначила нового представителя в Минскую группу ОБСЕ, посла Игоря Ховаева, который постарался оживить ее формат, отправившись в регион для встреч со сторонами и призывая их вернуться к переговорам. Он, вероятно, будет рад помощи ЕС в этом вопросе - и, возможно, также в том, чтобы подтолкнуть Армению и Азербайджан к согласованию четкого мандата для российских миротворцев.

Евросоюз также должен стремиться к сотрудничеству с Россией для содействия демаркации границ. Москва пытается заставить Баку и Ереван начать переговоры по этому вопросу, и Брюссель мог бы помочь выработать стимулы, которые побудят их сесть за стол переговоров. В июне министры иностранных дел Румынии, Австрии и Литвы посетили Южный Кавказ для обсуждения вопросов укрепления доверия и границ с лидерами Армении и Азербайджана. После этого ЕС предложил обеим странам свою помощь. Помимо опыта пограничного контроля, накопленного на Балканах и между государствами-членами, Евросоюз может предложить помощь в посредничестве и оказать техническую поддержку в решении все более насущной проблемы совместного использования воды через новые границы и разделительные линии, а также других важнейших экологических и климатических вопросов.

Есть также вопрос помощи. Евросоюз уже оказывает существенную поддержку усилиям по послевоенному восстановлению. Во время войны Брюссель выделил 7 миллионов евро на оказание прямой гуманитарной помощи. Весной 2021 года он пообещал еще 10 миллионов евро на помощь в удовлетворении постконфликтных потребностей, включая разминирование. Баку и Ереван хотели бы заручиться дополнительной помощью, но здесь есть свои сложности.

Азербайджан хотел бы получить дополнительную поддержку в разминировании и восстановлении отвоеванных в результате войны семи районов,  чтобы вернуть тех, кто был перемещен оттуда в 1990-х годах вместе с их семьями. Согласно последним обещаниям Евросоюза, Баку вероятно, получит больше помощи в разминировании. Но ЕС предпочитает предлагать помощь в целях развития в виде кредитов, от которых Баку давно отказывается, предпочитая гранты.

Более того, Брюссель опасается предоставлять этим территориям такую поддержку в отсутствие двух вещей. Первая - это лучшее понимание того, что Баку планирует в области восстановления, так и переселения лиц, перемещенных на более ранних стадиях конфликта. Вторая - это четкий механизм для оказания помощи почти трети этнического армянского населения Нагорного Карабаха, перемещенного с ныне контролируемой Азербайджаном территории в результате боевых действий в середине 2020 года, большая часть которого до сих пор не имеет стабильного жилья. Этот последний вопрос требует азербайджано-армянского соглашения о правилах доступа международных организаций в зону конфликта. Пока нет никаких признаков того, что эта тупиковая ситуация близка к разрешению, но Брюссель может и должен продолжать обсуждать эту тему с обеими столицами.

Есть также вещи, которые Евросоюз может сделать прямо сейчас, несмотря на то, что Баку и Ереван по-прежнему не желают обсуждать большинство вопросов. В июле 2021 года Брюссель объявил об амбициозной многолетней программе помощи странам Восточного партнерства с ЕС, включая Армению и Азербайджан. Поддержка Армении со стороны Евросоюза включает потенциальное финансирование дороги, проходящей через горную территорию Армении в обход существующего проблемного маршрута, пересекающего границу с Азербайджаном. В сентябре азербайджанская полиция установила новый контрольно-пропускной пункт на этой главной транзитной дороге, которая используется в том числе иранскими грузоперевозчиками, доставляющими товары в Армению и другие части черноморского региона.

Кроме того, около 80 миллионов евро из средств Евросоюза выделяются на инвестиции в экономическое развитие южного приграничного района Армении, который не только пострадал во время войны 2020 года, но в котором сейчас находятся как перемещенные из Нагорного Карабаха люди, так и новые военные позиции, подвергающие риску гражданские поселения. ЕС мог бы рассмотреть возможность расширения своих программ помощи в целях развития на районы вдоль неоспариваемых участков границы между Азербайджаном и Арменией. Брюсселю необходимо согласовать с Арменией возможные дополнительные программы. Ему также потребуется договориться с Баку о том, что Евросоюз может предложить Азербайджану и как решить проблемы «грантов вместо кредитов» и доступа к территориям по азербайджанскую сторону границы. Но в отличие от деятельности в Нагорном Карабахе, помощь приграничным регионам не задевает вопросов статуса. Для начала Евросоюз мог бы провести миссию по комплексной оценке потребностей в приграничных регионах. Исходя из ее результатов, он мог бы поддержать отдельные проекты в Армении и Азербайджане, трансграничное сотрудничество по неполитическим вопросам или и то, и другое.

icon caret Arrow Down Arrow Left Arrow Right Arrow Up Line Camera icon set icon set Ellipsis icon set Facebook Favorite Globe Hamburger List Mail Map Marker Map Microphone Minus PDF Play Print RSS Search Share Trash Crisiswatch Alerts and Trends Box - 1080/761 Copy Twitter Video Camera  copyview Whatsapp Youtube
Helping Stabilise the New Status Quo in Nagorno-Karabakh
Helping Stabilise the New Status Quo in Nagorno-Karabakh

Helping Stabilise the New Status Quo in Nagorno-Karabakh

While the armed conflict in Nagorno-Karabakh has subsided, Armenia and Azerbaijan are still far from a political settlement. In this excerpt from the Watch List 2021 – Autumn Update, Crisis Group urges the EU and its member states to press for negotiations between Baku and Yerevan, aid to the affected regions and cooperate with Moscow, which has peacekeepers on the ground and the most leverage over the conflict parties.

Almost a year after a Russian-brokered ceasefire ended the 2020 war in Nagorno-Karabakh, Azerbaijan and Armenia remain at loggerheads. With Armenian forces withdrawn, Russian peacekeepers now patrol the part of Nagorno-Karabakh that remains outside Azerbaijani control, but they are operating without a detailed mandate and risk being stretched too thin. Meantime, Baku and Yerevan have not begun to talk about resolving post-war tensions, much less wrestle with the political status of the breakaway region, over which Azerbaijan and Armenia fought a war in 1992-1994. The Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) Minsk Group, charged with managing the peace process, stands ready to help, but Baku has been recalcitrant, saying that after the 2020 war that format is no longer relevant. 

The situation thus remains unstable, with soldiers fortifying positions along the new front lines that separate Azerbaijani troops from local forces under the control of Nagorno-Karabakh’s de facto authorities. Tensions are also running high along the new, undemarcated sections of the border between Azerbaijan and Armenia, where opposing forces regularly exchange fire, resulting in casualties. Meanwhile, politicians on all sides trade barbs addressed both to their own constituencies and to one another. 

This status quo affords international actors little space for engaging the conflict parties. Nonetheless, the European Union (EU) should keep facilitating the communication necessary to dampen tensions, as it has been doing since combat ended. It should also devise incentives that could, at some point, help bring real progress. To this end, it will need to work with Moscow, which has peacekeepers on the ground and the most leverage over the conflict parties. 

The EU and its member states should:

  • Press Baku and Yerevan to begin talks to address post-war issues, including demarcation of the new borders between Armenia and the regions reclaimed by Azerbaijan in the 2020 war and other measures to stabilise the situation on the ground. 
     
  • Urge the sides to enable aid to reach people in Nagorno-Karabakh who need it, even if resolution of the region’s long-term status remains elusive.
     
  • Work with Russia, France and the U.S. to keep possibilities open for the OSCE Minsk Group’s return to a mediating role, and continue shuttle diplomacy to mitigate tensions and resolve immediate problems. 
     
  • Explore the extension of development assistance to uncontested border areas, beginning with a comprehensive needs assessment. Based on that assessment, be prepared to support separate projects in Armenia and Azerbaijan, cross-border cooperation on non-political issues, or both. 

Continued Tensions

Six weeks of fighting from 27 September to 9 November 2020 took over 7,000 lives in and around the disputed region of Nagorno-Karabakh – an ethnic Armenian-majority enclave in Azerbaijan that declared its independence in 1991 and has been at the centre of tension and conflict between Yerevan and Baku. The 2020 hostilities fundamentally changed the situation on the ground. Azerbaijan regained control of a key town, Shusha, along with some of Nagorno-Karabakh’s mountainous areas and most of seven adjacent territories that Armenian troops had seized in the 1990s. Two weeks after the Moscow-brokered ceasefire came into effect on 9 November, Armenia withdrew its soldiers from the remaining adjacent territories, leaving them in Azerbaijan’s hands. Russian peacekeepers deployed to the parts of Nagorno-Karabakh that remained outside Azerbaijan’s control and along the road corridor that connects the region to Armenia through Lachin, the main town in one of the adjacent territories returned to Baku.

While the 9 November ceasefire ended the fighting, it did not bring a stable peace or resolve the longstanding questions about Nagorno-Karabakh’s political status.

While the 9 November ceasefire ended the fighting, it did not bring a stable peace or resolve the longstanding questions about Nagorno-Karabakh’s political status that underlie regional instability. Before the ink had dried on the ceasefire statement, Azerbaijani and local forces under the direction of the de facto Nagorno-Karabakh defence ministry began building new barracks and digging trenches along their new, much longer front line. The peacekeepers Moscow has deployed have kept things fairly quiet in the spots where they are stationed. But in places where there are no Russian forces, including along some sections of the Azerbaijani-Armenian state border, troops regularly exchange fire, leaving casualties on both sides. 

The area between Armenia’s Gegharkunik region and the neighbouring Kelbajar district, now regained by Azerbaijan, has been the most volatile. In May 2021, as the snows began to melt, Azerbaijani soldiers established new observation posts in the mountains overlooking the new, but as yet undemarcated, border between the two regions. Armenia accused the Azerbaijanis of invading its territory and deployed its own soldiers forward. In late July, clashes culminated in a six-hour battle, with the sides using small arms, machine guns and grenades. While the bullets that strayed into nearby villages did not kill any civilians, the fighting left seven soldiers dead and eight wounded before calls from the Russian general staff to counterparts in Baku and Yerevan brought it to a halt. The casualty count from this and other clashes subsequent to the 9 November ceasefire is ten dead and twelve wounded. 

More fighting seems likely if Azerbaijan and Armenia do not demarcate a border that takes into account changes in territorial control following the 2020 hostilities. But talks on this and other issues require a go-ahead from political leaders in both countries, and that approval has thus far not come. Baku and Yerevan are also impeding the delivery of humanitarian aid by each insisting that access arrangements must mirror their respective visions for the region’s political status. Armenia wants aid to flow both through its territory and Azerbaijan’s, while Azerbaijan insists on treating the territory as under its sovereignty and fully controlling access. Both governments refuse to budge, fearing that acquiescing in these matters would prejudice the eventual resolution of the territory’s status. This inflexibility when it comes to issues that touch in any way on the region’s status not only has humanitarian implications but creates risks for civil society actors on the two sides, who may be painted as traitors for wishing to engage one another and to tone down the increasingly antagonistic rhetoric in both countries. 

Relations are so strained that the very framework for negotiations is now in limbo. For over 25 years, the OSCE Minsk Group co-chairs (Russia, the U.S. and France) have mediated between Azerbaijan and Armenia. But in the aftermath of the 2020 war, Azerbaijani President Ilham Aliyev declared the Nagorno-Karabakh conflict “resolved” and the OSCE Minsk Group process created to mediate it was therefore obsolete. Russia, the U.S. and France disagreed and convened the first meeting of the Armenian and Azerbaijani foreign ministers since the war under the auspices of the OSCE Minsk Group on the sidelines of the UN General Assembly on 24 September. Nevertheless, it remains to be seen whether they will be able to sway Azerbaijan to rejoin talks. 

The two sides’ failure to talk about borders or Nagorno-Karabakh has forced Russian, U.S. and European diplomats to engage in painstaking shuttle diplomacy, by telephone and in person, to make incremental progress on basic humanitarian issues like sharing information about the location of landmines and detainee exchanges. 

Meanwhile, the renewed fighting has imperilled plans for broader regional cooperation, in particular the reopening of transport and commercial links between Azerbaijan and Armenia promised in the 9 November ceasefire deal. Such cooperation is the one thing that Azerbaijani and Armenian leaders have tentatively begun discussing since the 2020 war, participating in Russia-led talks on the subject. But even this dialogue was derailed for some months following the recent clashes. After three months of no meetings, representatives from Russia, Armenia and Azerbaijan met in August to discuss transport and communications – but further fighting could stall progress once more.

Engagement with Purpose

The goal for the EU, its member states, Russia and the U.S. is to coax Baku and Yerevan to the negotiating table to discuss immediate post-war issues such as border demarcation and other measures to stabilise the situation on the ground, with a view to the potential launch of talks to normalise relations among the conflict parties. Pending such talks, however, they must do what they can to help defuse what remains a dangerous situation.

Brussels and its member states should persevere in the careful shuttle diplomacy [with Armenia and Azerbaijan] they have already undertaken.

To both ends, Brussels and its member states should persevere in the careful shuttle diplomacy they have already undertaken. For all the inherent challenges, the EU is well placed to play this role. For years, the institution’s engagement in Nagorno-Karabakh negotiations was limited because it was not a formal part of the OSCE Minsk Group. Today, Baku’s rejection of that process renders EU involvement crucial. Brussels’ direct channels with Baku and Yerevan have already helped, for example, make possible a June exchange of fifteen Armenian detainees for maps of Armenian-laid mines in the territories Azerbaijan regained in the war. 

But EU engagement does more than fill gaps left by Baku’s rejection of the OSCE Minsk Group. EU diplomacy with Baku and Yerevan can also help define what role, if any, the OSCE Minsk Group might have in future discussions, whether concerning borders, Nagorno-Karabakh’s political status or humanitarian issues. The EU special representative for the South Caucasus is particularly well placed, and indeed mandated, to continue this work. 

Given Moscow’s many roles in this conflict, including as mediator and peacekeeper, the EU will be required to work closely with Russia. Fortunately, and in sharp contrast to the many regions where European and Russian interests clash, Russia is amenable to collaboration with Western states when it comes to Nagorno-Karabakh. While it has taken the undisputed lead in setting the post-war agenda for Armenia and Azerbaijan, and is the only state with peacekeepers on the ground, it has also consistently reached out to the other OSCE Minsk Group co-chair countries, the U.S. and France, sharing information and coordinating calls and meetings. Paris and Moscow discuss Nagorno-Karabakh directly at the highest levels. In August, Russia appointed a new representative to the OSCE Minsk Group, Ambassador Igor Khovayev, who has sought to re-energise the format by travelling to the region to meet with and urge both sides to return to negotiations. He will likely welcome the EU’s help in doing so – and perhaps also in nudging Armenia and Azerbaijan to agree to a clear mandate for Moscow’s peacekeepers. 

The EU should also seek to work with Russia to facilitate border demarcation. Moscow has tried to press Baku and Yerevan to begin talks on the subject, and Brussels can help define incentives to bring them to the table. In June, foreign ministers from Romania, Austria and Lithuania visited the South Caucasus to discuss confidence-building and border issues with Armenian and Azerbaijani leaders. The EU has followed up with offers of assistance. In addition to expertise on border management gleaned in the Balkans and between member states, the EU can offer to help mediate and provide technical support for the increasingly urgent challenge of water sharing across the new borders and lines of separation and other critical environmental and climate matters. 

Then there is aid. The EU is already a substantial supporter of post-war rehabilitation efforts. Brussels allocated €7 million during the war to support direct humanitarian aid. In the spring of 2021, it promised €10 million more, to assist with post-conflict needs, including demining. Baku and Yerevan would welcome more help, but there are complications. 

Azerbaijan would like more support to demine and rebuild in the seven regions it regained in the war, so that those displaced from those regions in the 1990s (and their families) can return. Per recent EU pledges, it will likely get more help with demining. But the EU prefers to offer development support in the form of loans, which Baku has long rejected, preferring grants. 

Moreover, Brussels is leery of granting such support to these territories absent two things. One is a better understanding of what Baku plans for both reconstruction and resettlement of the previously displaced in earlier phases of the conflict. The second is a clear path to assist the nearly one third of Nagorno-Karabakh’s ethnic Armenian population displaced from territory now controlled by Azerbaijan as a result of the mid-2020 fighting, many of whom still lack sustainable housing. This last matter requires Azerbaijani-Armenian agreement on rules for international organisations’ access to the conflict zone. The impasse shows no sign of ending, but Brussels can and should keep the topic on its agenda with both capitals.

There are also things the EU can do right away, even as Baku and Yerevan remain unwilling to talk about most items. In July 2021, Brussels announced an ambitious multi-year assistance program in the EU’s eastern partnership countries, including Armenia and Azerbaijan. The EU’s support for Armenia includes potential financing of a road cutting deeper through Armenia’s mountainous territory and bypassing the existing route crisscrossing the border with Azerbaijan that has proven problematic. In September, Azerbaijani police established a new checkpoint on that main transit road, which is used by Iranian truckers shipping goods to Armenia and other parts of the Black Sea region.

Additionally, around €80 million in EU funding is allocated for investment in the economic development of the southern border region of Armenia, which not only suffered in the 2020 war, but now hosts both people displaced from Nagorno-Karabakh and new military positions that put civilian settlements at risk. The EU could consider expanding these development programs along the uncontested parts of the border between Azerbaijan and Armenia. Brussels would have to work out with Armenia what additional programs might be needed. It would also have come to terms with Baku both on what the EU is to offer Azerbaijan and how to resolve the problems of grants vs. loans and access to territories on its side of the line. But unlike activities in Nagorno-Karabakh, border region assistance raises no questions of status. For starters, the EU could offer a comprehensive needs assessment mission in the border regions. Based on this beginning, it could support separate projects in Armenia and Azerbaijan, cross-border cooperation on non-political issues, or both.